Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банки заданий по функциональной грамотности
Банк заданий по функциональной грамотности
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
Электронный банк заданий по финансовой грамотности
Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
Банк заданий по функциональной грамотности
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
Примеры тестовых заданий международного исследования PISA
Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности
ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)
Тест «Цифровые компетенции педагога»
Методические материалы по функциональной грамотности
Нормативные документы
- Письмо об обеспечении использования Электронного банка заданий по ФГ.pdf (765 КБ)
- Письмо о Всероссийском семинаре Формирование и оценка ФГ.pdf (3 059 КБ)
- План по формированию и оценке ФГ Заветинского района на 2021-2022 уч.г.docx (16 КБ)
- О функциональной грамотности для обучающихся и их родителей.pdf (6 415 КБ)
- Приказ Минобразования Ростовской области № 864 24.09.2021 Об утверждении региональной команды для координации работ по формированию ФГ.pdf (478 КБ)
- План мероприятий , направленных на формирование и оценку ФГ в Ростовской области на 2021-2022 уч.г..pdf (4 594 КБ)
- Пр. от 20.09.2022 № 949 Об организации работы по повышению ФГ.pdf (917 КБ)
- Приказ ОО от 10.10.2022 255 Об утверждении плана мероприятий направленных на формирование функциональной грамотности.pdf (360 КБ)
- Приказ ОО от 03.10.2022 250 Об организации работы по повышению функциональной грамотности.pdf (1 947 КБ)
Приглашаем принять участие в онлайн-марафоне функциональной грамотности от Академии Минпросвещения России
Уважаемые педагоги, учащиеся и родители!
С 6 по 10 декабря 2021 года Академия Минпросвещения России проводит онлайн-марафон функциональной грамотности.
Принять участие в марафоне смогут педагоги, управленческие команды школ, ученики и их родители.
Каждый день в дистанционном режиме участники смогут присоединяться к дискуссионным клубам, мастер-классам и вебинарам, участвовать во встречах с ведущими экспертами в сфере образования. Темами просветительских лекций станут ключевые навыки XXI века, вопросы их формирования и развития. Кроме того, в ходе мероприятия управленческие команды школ смогут провести самодиагностику по основным направлениям функциональной грамотности на платформе информационно-образовательной среды Академии Минпросвещения.
Страница онлайн-марафона (ссылка)
Ссылки на трансляции:
Время местное!!!
Время |
Дата/мероприятие |
Ссылка |
|
6 декабря: |
|
12:00 |
Открытие марафона. Встреча в студии Академии с заместителем Министра просвещения Российской Федерации А.В. Зыряновой. |
|
14:00 |
Дискуссионный клуб со студенческими лидерами общественного мнения педагогических вузов. |
|
16:00 |
Дискуссионная площадка «Качество образования и функциональная грамотность». |
|
18:00 |
Диалог на тему: «ФГОС и PISA: единство требований к образовательным результатам». |
|
|
7 декабря: |
|
12:00 |
Специальный выпуск семинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы». |
|
14:00 |
Публичная лекция «Успеваемость и неуспеваемость: почему дети испытывают трудности в обучении». |
|
16:00 |
Вебинар «Особенности формирования функциональной грамотности обучающихся центров цифрового образования «IT-куб». |
|
18:00 |
Вебинар «Практико-ориентированные задания как средство развития функциональной грамотности». |
|
|
8 декабря: |
|
12:00 |
Диалог на тему: «Читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности». |
|
14:00 |
Вебинар «Функциональная грамотность руководителя». |
|
16:00 |
Вебинар «Практики формирования функциональной грамотности школьников с использованием оборудования центра «Точка роста». |
|
17:30 |
Встреча с А. Шляйхером, директором по образованию и навыкам ОЭСР. |
|
|
9 декабря: |
|
12:00 |
Просветительская лекция «Формирование навыков 21 века». |
|
14:00 |
Публичная лекция «Педагог XXI века: ключевые навыки». |
|
16:00 |
Вебинар «Развитие функциональной грамотности обучающихся с использованием ресурсов детского технопарка «Кванториум». |
|
18:00 |
Вебинар «Развитие математической грамотности». |
|
|
10 декабря: |
|
12:00 |
Вебинар «Развитие естественно-научной грамотности». |
|
14:00 |
Вебинар «Организация методической работы по формированию функциональной грамотности в образовательной организации». |
|
16:00 |
Анализ результатов самодиагностики управленческих команд школ РФ по основным направлениям функциональной грамотности. |